Правила написания букв «ы» и «и» после приставок на гласную и согласную

А15. Правописание приставок, Ы-И после приставок на согласный

Приставок в русском языке много.  Одни пишутся всегда одинаково, делать ошибки в их написании особенно обидно.  Некоторые приставки пишутся строго по правилу: пойми, как действовать, и не ошибёшься. 

А есть такие, которые требуют постоянного внимания, например приставки пре- и при-.

Узнай, как писать русские приставки.

 

Какие приставки пишутся всегда одинаково?

1. Приставки в-, об-, от-, над-, под-, у-, о-, вы-, на-, за-, до-, по-, пере-: войти — внести — вбежать — встать

Нет проблем! Пиши их всегда одинаково!

Многие приставки пишутся всегда одинаково, например: вбежать, встать. Слышишь разные звуки в начале этих слов? Звуки [в] и [ф] — это разные произношения одной приставки в-.

Почему произношение может быть разным? Это зависит от последующего звука. Работает закон оглушения звонких перед глухими.

Итак, произносить эти приставки мы можем по-разному, в зависимости от фонетической позиции в слове, но пишем их всегда одинаково.

Запомни:

Запомнить эти приставки поможет список примеров:

 Надпись, подпись и увёртка,  окончание, отвёртка,  выход, вход и нападение, и доход, и объедение,а еще заход, поход

и подземный переход.

2. Приставка с-: сдача 

Существует только приставка с-.  

Ошибочные написания этой маленькой приставки настолько распространены, что пришлось выделить особое правило. Дело еще и в том, что многие путают приставку с- с приставками, оканчивающимися на буквы с или з. О них речь пойдёт ниже. 

Пиши приставку с-  всегда одинаково: и перед гласными, и перед любыми согласными: сдача, сделать, смыть.   

Перед парными звонкими согласными приставка с- произносится как [з]:  cделать, сдать.

Не путай:

В словах здесь, здание, здоровье, (не видно) ни зги  и других подобных буква з относится к корню.

Какие приставки пишутся неодинаково?

1. Приставки, оканчивающиеся на буквы з и с: беспомощный – бездомный

Внимание на границу приставки и корня!

Приставки: раз-// рас-, из-//ис-, без-// бес-, воз-// вос-, вз-// вс-, низ-// нис-, через-// черес-, чрез-// чрес-  если корень слова

  • начинается на гласный или звонкий согласный, пиши с буквой з: бездомный, 
  • если корень начинается на глухой согласный, —  с буквой с: беспомощный.

2. Приставки пра-//про: правнук – прогульщик

Думай о значении:

Если выражены значения:

  • «давность, история, древность, отдаленность времен, явлений, отношений, лиц», пиши пра-: праславянский, прадед,
  • любые другие — пиши приставку  про-: простоять(долго), просмотреть(быстро, бегло), прописать (назначить лечение) и т.д.

3. Приставки  раз- (рас-)//ро´з- (ро´с): расписать –  ро´спись

Внимание на ударение:

В приставках  раз-, рас-//роз-, рос-

  • без ударения пиши а:  расска´з,
  • под ударением – о: ро´сказни.

4. Приставки пре-//при-: премилый, преграда – прийти, привязать, прикрыть, придорожный

Думай о значении:

Пиши пре-, если передаются значения:

  • «очень» —  премилый, престарый,
  • «пере» — преграда.

Пиши  при-, если передаются значения:

  • «приближение» — прийти, приехать,
  • «присоединение» — пришить, привязать,
  • «чуть-чуть» — прикрыть, приоткрыть,
  • «около, близко» —  прибрежный, придорожный

Внимание:

Многие слова не входят в перечисленные группы: привыкать, присутствовать, прислушаться  и другие. Их написание старайся запомнить.

Не путай: 

В ряде слов пре и при входят в состав корня: причина, привет, приказывать, превратить, презирать, препятствие и другие. Такие написания старайся запомнить.

И-Ы после приставок на согласный: играть-сыграть

Видишь приставку на согласный? Тогда после неё вместо и  пиши ы !

После приставок,

  • оканчивающихся на согласный, на месте и пиши ы: розыгрыш, безынициативный . Исключение: взимать налоги,  оплату, штраф
  •  меж- и сверх- пиши и: межинститутский, сверхинтересный. Почему? Потому что есть важный для русского языка запрет: нельзя писать ы после ж, ш , а также к, г, х,
  • после приставок-«иностранцев» пиши и: суперигра, постимпрессионизм.Почему? Потому что основное правило не относится к заимствованным иноязычным приставкам: дез-, контр-, транс-, пост-, суб-, супер-, пан-.

Внимание:

Не путай со сложносокращёнными словами: пединститут, политиздат, спортинвентарь. Никакого отношения к этому правилу они не имеют.

Внимание:

Для расширения языкового опыта обратись к рубрике СОС.
СОС — это многоцелевой словарь-трансформер. Можно создать список слов, задав параметры по интересующей тебя теме, например, по А 14. Актуальный материал см. в Правильном словарике. Можно регулировать уровень сложности  по классам или по параметрам: «Лёгкие», «Трудные», «Важные», «Новые».

СОС — это эффективная помощь при подготовке к ЕГЭ. 

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/284

Правописание букв ы и и после приставок на согласные

Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:

·                   Когда после приставок пишется ы?

·                   Когда после приставок пишется и?

·                   Как избежать ошибок при написании ы, и после приставок?

Давайте немного поиграем! Ага, вы сразу же оживились. Какое всё же хорошее слово – играть.

И сколько таких же замечательных слов образуется от него при помощи приставок!

Мы можем по-играть в игру. И что-нибудь в этой игре вы-играть. Или мы можем за-играть на музыкальном инструменте. Главное до-играть и никому не надоесть.

Но ведь есть и другие приставки, гораздо более коварные.

Подставим к нашему слову приставку от-.

А всё потому, что мы произнесли на стыке корня и приставки «ти», мягко. Но ведь в речи мы так не говорим. В речи мы произносим «отыграть». Наверное, нужно так и писать. Но тогда получается, что мы заменили букву и в корне на букву ы!

Если приставка заканчивается на согласный, то и в корне заменяется на ы.

Мы можем представить, что букве и нравится общаться исключительно с гласными. Например – поискать. А вот с согласными они друг друга недолюбливают. Поэтому буква ы по доброте душевной подменяет подругу: отыскать.

Рассмотрим это правило подробнее.

После приставки на гласную в корне пишется и.

Например: выискать, поимённо, неинтересный, неизвестность. Во всех этих словах приставки заканчиваются на гласную. И во всех словах корень начинается с и.

А после приставки на согласную пишется ы. Например, розыск, безымянный, безынтересный, небезызвестный. Во всех этих словах приставки заканчиваются на согласную. И во всех словах после согласной пишется ы.

Слова, в которых после приставки пишется ы нам встречаются чаще. Мы можем, например, встретиться с такими примерами.

Июнь – предыюньский. Идея – безыдейный, итог – подытожить, новый – сызнова.

В последнем слове ы пишется не в корне, а во второй приставке. Но всё равно это ы после согласного.

Но получается, что мы просто пишем так, как слышим? Действительно, пока что всё выглядит именно так. Тогда в чем же сложность этого правила и зачем нам его вообще изучать?

В этом правиле, как и в многих других, есть исключения, и вот они-то и могут вызвать у нас сложности.

Представим, что нам нужно верно записать три вот таких слова.

Пред… стория

Вз…скать

Меж…институтский

Мы можем руководствоваться правилом? Конечно.

Предыстория – после приставки на согласный пишется ы.

Взыскать – после приставки на согласный пишется ы.

Межынститутский – после приставки на согласный пишется ы…

Но что это? Кажется, мы слишком увлеклись и написали после буквы ж – ы. А ведь правило «жи-ши пиши через и» мы изучали давным-давно!

Значит, в этом слове нужно написать и.

И вот наше первое исключение: после приставки меж- пишется и.

Например: межигровой, межиздательский. Такие слова встречаются нечасто, но нужно помнить, что буквы ж и и в них неразлучны.

А вот и ещё одно слово – сверхинтересный. В этом слове мы произносим ы. Так что, наверное, и записать нужно ы? Но не всё так просто. Приставка сверх- — это ещё одно исключение.

После приставки сверх- пишется и.

Слов с приставкой сверх- не так много, и мы можем из них составить фразу для запоминания: сверхизысканный сверхинтеллект сверхинтеллигентен!

И представить очень изысканного и интеллигентного инопланетянина.

Заметьте, что в словах, которые мы только что произнесли, вполне четко слышится и.

А вот ещё одно слово – дезинфекция. В нём приставка дез- заканчивается на согласный. Так что мы должны бы вставить в это слово букву ы. Но в чем же подвох?

В том, что это – заимствованная приставка. И с ней наше правило не работает. Слово дезинфекция пишется через и.

После заимствованных приставок всегда пишется и.

Это ещё одно исключение из правила. К заимствованным мы относим приставки дез-, контр-, пост-, гипер-, супер- и так далее. Поскольку они являются как бы иностранными гражданами, то и живут по своим законам.

А буква и, получается, сотрудничает с иностранными приставками. Посмотрим на такие слова, как контригра, дезинформация, суперинфекция, постиндустриальный. Все приставки заканчиваются на согласный. Но мы пишем после них и, потому что все эти приставки – заимствованные.

Очень показательным является такой пример. Есть неприятное слово – инфаркт. От него мы можем образовать слово предынфарктный.

В этом слове после приставки будет писаться ы, потому что приставка пред- заканчивается на согласный. И приставка эта − хорошо знакомая нам, исконно русская. Но мы можем образовать и слово постинфарктный.

А вот оно будет писаться через и. Почему? Потому что приставка пост- − заимствованная.

А как мы напишем слово пед…нститут? Наверняка через ы! Ведь перед нами не приставка сверх- или меж-. И даже не заимствованная приставка.

Действительно. Но где тут вообще приставка?

Ведь пед- в этом слове – второй корень, сокращённое «педагогический».

И получается, что применить к этому слову наше правило никак нельзя. Приставки в слове нет вообще, так что мы пишем и: пединститут.

После первых частей сложных слов пишется и.

Нам могут встретиться слова с корнями спорт-, полит-, тех-, мед-, гос-, фин- и так далее.

Нужно отличать эти корни от приставок.

После корня буква и не собирается меняться. Она остаётся собой. Посмотрим на слова политинформация, самиздат, фининспектор, мединститут. Во всех этих словах нет приставок. А после первого корня мы пишем и.

А теперь проведём небольшую тренировку! Как нам нужно написать все эти слова?

Подыграть. Приставка под- заканчивается на согласный. После согласного пишем ы.

Поимённо. Приставка по- заканчивается на гласный. После гласного пишем и.

Сверхизысканный. Приставка сверх- относится к исключениям. После неё мы пишем и.

Безыскусный. Приставка без- заканчивается на согласный. Пишем после согласного ы.

Мединвентарь. Мед – это вообще не приставка, а корень. После него мы напишем и.

Дезинтеграция. В этом слове приставка дез-. Она заимствованная. После неё мы пишем и.

Что же нам требуется запомнить?

После приставок на гласные пишется буква и.

После приставок на согласные пишется буква ы.

Но в этом правиле есть исключения, на которые нужно обращать внимание.

Исключениями являются приставки меж- и сверх-

Заимствованные приставки (контр-, дез-, пост-, супер- и так далее).

А также сложные слова с корнями мед-, пед-, полит-, спорт-, фин- и так далее.

В этих случаях мы пишем после согласных и.

Источник: https://videouroki.net/video/19-pravopisanie-bukv-y-i-i-posle-pristavok-na-soglasnye.html

Правописание согласных и гласных в приставках

Приставка — словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть).

I. Правописание некоторых приставок надо запомнить, они не изменяются ни при каких условиях (донести, отнести, занести и т.д.). К этим же приставкам относятся:

об-: обмерить, обтесать;

от-: отгубить, отварить;

над-: надписать, надбить;

под-: подводный, подписка;

пред-: предвидение, предчувствовать;

Читайте также:  Содержание рассказа толстого «детство», краткий пересказ по главам

в-: вписать, вкрутую;

с-: сварка, сделать;

пере-: переоценить, передоверить;

до-: добежать, дописать и др.

В конце приставок может быть беглый гласный о: обвить — обозначить, отбирать — отобрать, надпись — надорвать, врезать — ворваться, сбить — сорвать и т. д.

В безударной приставке пишется та же гласная, что и под ударением в соответствующей приставке однокорневого слова: бездарный (бЕздарь), бестолковый (бЕстолочь), заморозить (зАморозки), записать (зАпись), подкупить (пОдкуп), проблеснуть (прОблеск), прорвать (прОрванный), походить (пОходя).

В русском языке приставка а- пишется только в заимствованных словах: алогичный, аморфный.

Приставка па- пишется в словах: паводок, паводковый, паводочный (спец.); паволока (др.-русск. 'привозная нарядная ткань'); пагуба, пагубный, пагубно, пагубность (ср. родственные слова: загубить, погубленный); в остальных случаях пишется только приставка по-: побродить, посмотреть, поход, поездка.

Приставка пра— со значением 'первоначальный, наиболее древний' пишется в словах: праистория, празелень, прародина, праславянский, праязык; прабабка, прабабушка, правнук, правнучка, прадед, прадедушка, праматерь, праотец, прародитель, праправнучка.

В остальных случаях пишется приставка про-: прообраз, провожатый, прогневаться, прожиток, прозорливый.

Конечные согласные приставок, кроме согласной з , на письме сохраняются независимо от произношения: подбросить — подпрыгнуть (хотя во втором слове произносится звук [т] ), отпилить — отбить (хотя во втором слове произносится [д]), предвидение — предчувствие, внести — вписать.

Приставка с— не изменяется независимо от того, перед глухим или звонким согласным она находится: сбить, сдать, сделать, сгореть.

В словах зга (в сочетании ни зги не видно), здание, здесь, здоровый буква з входит в состав корня, она появилась как результат отражения на письме озвончения согласного [с]; ср.

: зга — из стьга ('путь, дорога'), здесь — из указательного местоимения сь и суффикса -де-, здоровый — из приставки с- и корня -дорвъ ('дерево').

Слово здание (старославянское по происхождению) образовано от глагола зьдати ('строить, созидать') и имеет тот же корень, что и в современном слове зод-чий, а также в словах со-зд-ать, со-зид-ать.

От слов с приставкой пере—  следует отличать слова с иноязычной приставкой пери— , напр.

: перигей, перицентр  (термины астрономии), перикардит, перитонит  (медицинские термины), перископ, перипетия, перифраз  или перифраза  (филологический термин; отсюда глагол перифразировать,  но ср. перефразировать  ‘сказать, изложить иначе’).

На конце иноязычных (латинских) приставок ультра—  и экстра—  пишется непроверяемая буква а  , напр. ультрареволюционный, экстраординарный, экстраверт .

Однако в словах с латинской приставкой интра—  (интро— ) различаются написания с буквами а   и о  : ср., напр.

, интразональный, интрамолекулярный  и интроекция, интроскопия, интроверт.

II. В приставках, оканчивающихся на з(с), перед гласными и звонкими согласными пишется з, а перед глухими — с в соответствии с произношением: разбежаться, но расписаться.

Приставки без-, воз-(вз-), из-, низ-, раз-(роз-), чрез-(через-) пишутся в соответствии с произношением: перед гласными и звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р ) пишется з , а перед глухими (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ ) — с: без-аварийный, без-умный, раз-удалый; без-бедный — бес-плодный, без-вредный — бес-форменный, без-грамотный — бес-корыстный; воз-дать — вос-кликнуть, воз-наградитъ — вос-питатъ, вз-лелеятъ — вс-колыхнутъ; из-братъ — ис-полнитъ, из-ведатъ — ис-поведать; низ-вергнутъ — нис-падать; раз-бивка — рас-кладка, роз-лив — рос-пись; чрез-мерный — черес-полосица, раз-жечь — рас-чистить. Ср. также написание двойных согласных на стыке приставки и корня: беззаботный — бессвязный, воззвать — восстать, иззелененный — иссинить, иззубрить — иссечь, раззвонить — расстегнуть.

В словах расчет, расчетливый, расчесть пишется с , так как приставка прибавляется к корню -чет (ср.: вычет, нечет, учет, счет, вычесть ) .

Слово бессчетный образовано от слова счёт: бес-счет-н-ый (без счета + н; ср. бес-числ-енн-ый).

В словах рассчитать, рассчитывать, рассчитанный приставка рас- прибавляется к корню -счит- (ср.: обсчитать, пересчитать, отсчитать), который исторически включает приставку с- .

В слове рассориться пишутся две одинаковые согласные, так как для русского языка сочетание трех одинаковых согласных не свойственно (рас-ссоритъся). В словах исчезать, чересчур пишется с- , так как исторически они образованы от корней чезати ('пропадать') и чур ('грань, граница, предел'; ср.выражение: чур меня), к которым прибавлены соответствующие приставки.

Слова разевать, разинуть, разорить в современном языке непроизводные (приставка не вычленяется), поэтому пишется одна з .

В первой части сложных слов конечная согласная з не изменяется (хотя произносится [с] ), так как подобные слова образованы по способу слияния: близсидящий, близстоящий, из-под (ср.: близ + сидящий, из + под); но: исподлобья, исподнизу, исподтишка пишутся через с , так как здесь ис- [из-] — приставка.

Иноязычные приставки дез-, диз- (дис-) не зависят от качества согласного, перед которым они находятся в слове.

Выбор той или иной приставки определяется другим правилом: перед гласной корня и перед з пишется приставка дез- (диз-) , перед согласной — дис-: дезаминирование, дезинсекция, дезинтегратор, дезинфекция, дезодорация, дезориентация, дизъюнкция, дизъюнктивный; дисгармония, дислокация, дисквалификация, дискредитировать, дискурсивный, диспозиция.

III. В приставках роз- (рос-) — раз- (рас-) гласные а и о пишутся в соответствии с произношением: под ударением — о , без ударения — а: рОзданный — раздать, рОспись — расписать, рОссыпи — рассыпать (но: розыскной, розыскник).

IV. После приставок, которые оканчиваются на согласный, в соответствии с произношением вместо И пишется Ы:

1.

   Буква Ы вместо И в корне пишется в соответствии с произношением после всех русских приставок, оканчивающихся на согласную, кроме приставок меж- и сверх-: играть — под-ыграть, раз-ыграть, роз-ыгрыш; идти — пред-ыдущий; импровизировать — с-ымпровизироватъ; инвентарь — без-ынвентарный; индеветь — об-ындеветъ; интеллигент — об-ынтеллигентиться; итог — под-ытожить; июль — пред-ыюльский (происхождение корня — русский или иноязычный — при этом не учитывается).

2.   После приставок меж- и сверх— гласная и не изменяется, так как после к, ч, х, ж в русском языке ы не пишется: меж-институтский, сверх-изысканный; ср. также: четырех-игольный, трех-импульсный.

Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: культинвентарь, Совинформ.

В слове взимать (вз + др.-русск. има-ти — 'брать') в соответствии с произношением пишется и (хотя приставка оканчивается на согласную). В родственных словах с другими приставками согласно общему правилу пишется ы ; ср.: изымать, подымать, отымать (прост.), но после согласной н гласная и сохраняется: отнимать, поднимать, снимать.

После иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную (дез-, контр-, пан-, пост-, суб-, супер-, транс- ), и не изменяется: дез-информация, контр-игра, пост-импрессионизм (но: предымпрессионизм), пост-инфарктный (но: предынфарктный), супер-интендант, транс-иранский.

В приставке из- , если она следует после другой приставки, оканчивающейся на согласную, и также переходит в ы : без-ызвестный (из-вестный), без-ысход-ный (ис-ход), небез-ызлишне (из-лишне), также в словах сыздавна, сызмальства, сызнова.

Источник: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/121-pra

Какие можно привести примеры слов с «ы» и «и» после приставок?

Какие можно привести примеры слов с «ы» и «и» после приставок?

  • Безусловно, известное правило, которое гласит, что после приставки, оканчивающейся на согласную, в начале корня пишем букву Ы, примеры:безыглый-игла,безынтересный-интерес,разыскивать-иск,предыдущий-идти,предыстория-история.Но исключением являются приставки МЕЖ- и СВЕРХ-:межинститутский, сверхинтересный.
  • По всей вероятности, Вас интересует написание и(ы) в словах после приставок, оканчивающихся на согласные, так как трудностей в написании буквы, следующей за приставками, оканчивающимися на гласные, в русском языке вроде нет.Тема quot;Правописание и и ы после приставокquot; в принципе не сложная. Надо просто запомнить, что после приставок, оканчивающихся на согласные, в корнях пишется ы, а не и. Запутаться сложно, так как именно этот звук слышится в таких словах. Например: разыграться, безымянный, предыдущий, подытожить.Ну и, как всегда бывает в русском языке, есть нюансы. Так, если в словах имеются приставки меж- и сверх-, то правило, о котором говорилось выше, не действует, то есть после этих приставок следует писать и. Например: межинститутский, сверхинтересный.Также, это правило не распространяется на слова, которые содержат приставки, не характерные для русского языка: суб-, пост-, супер- и др. Например: суперигра. Впрочем, здесь тоже вряд ли можно ошибиться, так как вс ясно по произношению звука, который следует за подобной приставкой.Есть и слово исключение с приставкой, оканчивающейся на согласный и характерной только для русского языка: взимать (приставка вз-).
  • В русской орфографии существует правило написания буквы ы в корне слов после русской приставки на согласный, кроме слов с приставками меж- и сверх-, поскольку после букв ж и х никогда не пишется буква ы. Вот так можно запомнить это исключение.Примеры слов с ы после приставок:инфаркт — предынфарктный;индеветь — обындеветь;индивидуальный — надындивидуальный;итог — подытожить;идейный — безыдейный;имя — безымянный;июльский — предыюльский;искровой — безыскровая (сварка);искусный — безыскусный;инициативный — безынициативный;игла — безыглый;инвентарный — безынвентарный;искать — обыскать;играть — розыгрыш;история — предыстория.Примеры слов с буквой и в корне слова после приставки:межинститутский, межигровой, межиздательский;сверхинтересный, сврхиндивидуальный, сверхинтеллигентный, сверхизобретательный;постимпериализм, постинфарктный, постимпрессионизм.дезинтегральный, дезинсекция,контриск, контригра, контригровой.
  • Это очень красивое правило в русском языке, которое гласит, что если к слову, которое начинается на И, добавить приставку, заканчивающуюся на согласную, то гласная И в корне превращается в гласную Ы.Но следует помнить об исключениях.Это прежде всего все слова, которые начинаются с нерусских приставок: Субинтонация, Суперигра, Трансизомеры и прочие.Также гласная И сохраняется после приставок МЕЖ и СВЕРХ: Межиздательский, Сверхизлучение.И есть конечно замечательное слово исключение Взимать, в котором И сохраняется после приставки ВЗ.А вот примеры слов, в которых И превращается в Ы:Безымянный, Безысходный, Сыграть, Подыскать, Предыдущий, Отыгрывать, Обыскать.
  • Примеры слов с буквой Ы после приставок: безынициативный, сыронизировать, безыскусный, обыскать, сыгранный, безысходность, безыдейный, небезызвестный, изыскать, подыгрывать, предыстория, предыюльский, предыдущий, безымянный.Примеры слов с буквой И после приставок: сверхизысканный, сверхинициативный, сверхиндивидуальный, межигровой, межиздательский, двухигольный, специнструмент, сельхозинвентарь, суперигровой, дезинформация, дезинтегральный, контригра, постинфарктный.
  • quot;Безынтересныйquot; — пример такого слова. Корень этого слова — quot;интересquot;, начинается на букву quot;Иquot;.Сюда же относятся такие слова, как quot;разыскиватьquot;, quot;безынициативностьquot;, quot;безыдейностьquot;, quot;отыгратьсяquot;. Но есть одно quot;ноquot;.Например, слово quot;сверхинтересныйquot;.
  • Прежде чем привести примеры слов, давайте вспомним правило, благодаря которому мы пишем нужную гласную после приставки:

А теперь вспомним и слова которые можно привести в качестве иллюстрации к этому правилу:

розЫгрыщ, сЫграть, подЫграть,

К исключениям отнесем, например:

контрИгра,

дезИнформация,

сверхИдейный.

Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/kakie-mozhno-privesti-primeri-slov-s-quotiquot-i-quotiquot-posle/

Задание 9. Правописание приставок. Буквы и, ы после приставок. Разделительные ъ и ь знаки

Правильный ответ: взимал, заиграл

Что следует знать для правильного выполнения задания:

• правописание неизменяемых приставок;

• правописание изменяемых приставок РАЗ-/РАС- и РОЗ-/РОС-;

• правописание изменяемых приставок, оканчивающихся на -3 и -С;

• правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-;

• правописание И, Ы после приставок;

• правописание разделительных Ъ и Ь знаков.

Читайте также:  Профессии и специальности связанные с физической и социальной географией

1. Правописание изменяемых и неизменяемых приставок

Неизменяемые приставки

1. Приставки НАД-, ПОД-, ОБ-, ОТ-, ПРЕД-, БЛИЗ- пишутся всегда одинаково:

НАДПИЛИТЬ, ПОДТВЕРДИТЬ, ОБСЫПАТЬ, ОТДЕЛАТЬ, ПРЕДПОСЛЕДНИЙ, БЛИЗСИДЯЩИЙ

2. Приставки ЗА-, НА-, НАИ- всегда пишутся с буквой А:

ЗАНЯТЬСЯ, НАЛИТЬ, НАИБОЛЬШИЙ

3. Приставки ПО-, ДО-, НЕ ДО- всегда пишутся с буквой О:

ПОДУТЬ, ДОПЛЫТЬ, НЕДОСМОТРЕТЬ

4. В русском языке нет приставки 3-, а есть только приставка С-, которая пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными корня:

СБИТЬ, СЖАТЬ, СГИБАТЬ

Если вы видите в слове приставку, состоящую из одной буквы, и выбираете между С- и 3-, смело пишите С, так как приставки 3- в русском языке нет:

Пусть никто никогда не забудет:

3 приставкой не была и не будет!

Примечание:

Иногда в словах приставка С- может стоять после приставки НЕ-: НЕСГОВОРЧИВЫЙ, НЕСГИБАЕМЫЙ, НЕСДЕРЖАГННЫЙ.

5. Следует запомнить слова, в которых буква 3 является не приставкой, а частью корня:

ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДОРОВЬЕ, ВЫЗДОРОВЕТЬ, ЗДАНИЕ, не видно НИ ЗГИ, ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Изменяемые приставки

1. Правописание приставок, оканчивающихся на 3 и С:

РАЗ- / РАС-, БЕЗ- / БЕС-, ИЗ- / ИС-, ВОЗ- / ВОС-, ВЗ- / ВС-, НИЗ- / НИС-, ЧЕРЕЗ- / ЧЕРЕС-, ЧРЕЗ- / ЧРЕС-,

зависит от глухости — звонкости последующего звука.

Приставка оканчивается на -3:

1) если первая согласная буква корня звонкая: БЕЗВКУСНЫЙ, НИЗВЕРГНУТЬ;

2) если корень начинается с гласной буквы: РАЗУЗНАТЬ.

Приставка оканчивается на -С:

если первая согласная буква корня глухая: БЕСЦВЕТНЫЙ, БЕСШУМНЫЙ.

Примечание:

1) Все глухие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза: ФОКА, ХОЧЕЩЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ?

Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только глухие согласные звуки.

2) Все звонкие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза: ОЙ, МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ О ДРУГЕ!

Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только звонкие согласные звуки.

2. С буквой С пишутся слова:

ЧЕРЕСЧУР, ИСЧЕЗНУТЬ, ИСЧЕЗНОВЕНИЕ

3. Правописание иноязычных приставок ДЕЗ-, ДИЗ-, ДИС- подчиняется особому правилу:

1) приставки ДЕЗ-, ДИЗ- пишутся перед гласными и перед Ъ:

ДЕЗИНФЕКЦИЯ, ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ, ДИЗАССОЦИАЦИЯ, ДИЗЪЮНКЦИЯ;

2) приставка ДИС- пишется перед согласными:

ДИСГАРМОНИЯ, ДИСФУНКЦИЯ, ДИСБАЛАНС.

4. В приставках РАЗ- / РАС- и РОЗ- / РОС- под ударением пишется буква О, а без ударения — буква А.

РОЗЫГРЫШ — РАЗЫГРАТЬ РОЗЫСК — РАЗЫСКИВАТЬ РОСПИСЬ — РАСПИСЫВАТЬСЯ

Исключение: РОЗЫСКНОЙ (от РОЗЫСК)

Примечание:

1) Когда за приставками, оканчивающимися на согласную (С-, ПОД-, ОБ-, ОТ-, НАД-, РАЗ- и др.), следует два согласных звука, в конце приставке может появиться дополнительная гласная (это всегда буква О): СОБЛЮСТИ, ПОДОРВАТЬ, ОБОГНУТЬ, ОТОРВАТЬ, НАДОРВАТЬ, РАЗОГНАТЬ.

2) Приставка ПРА- пишется в тех случаях, когда вносит в слова значение «первоначальный, исконный, древний» (ПРАРОДИНА, ПРАЯЗЫК, ПРАСЛАВЯНЕ, ПРАПАМЯТЬ); «степень родства» (ПРАБАБУШКА, ПРАДЕДУШКА, ПРАПРАВНУЧКА.); «имеющий отношение к предкам» (ПРАОТЦЫ, ПРАМАТЕРЬ, ПРАРОДИТЕЛИ).

Примечание: в остальных случаях пишется приставка ПРО-: ПРООБРАЗ, ПРОРЕКТОР, ПРОВИДЕЦ и др.

2. Правописание изменяемых и неизменяемых приставок ПРЕ- и ПРИ

Приставка ПРИ обозначает
1) Присоединение, прибавление:ПРИСТЕГНУТЬ, ПРИКЛЕИТЬ, ПРИРИСОВАТЬ.
2) Приближение:ПРИПЛЫТЬ, ПРИБЕЖАТЬ, ПРИЛЕТЕТЬ.
3) Неполноту действия (= СЛЕГКА):ПРИОТКРЫТЬ, ПРИГОРЕТЬ, ПРИЗАДУМАТЬСЯ.
4) Пространственную близость(= ОКОЛО):ПРИМОРСКИЙ, ПРИШКОЛЬНЫЙ, ПРИДОРОЖНЫЙ.
5) Сопутствующее действиеПРИПЕВАТЬ, ПРИТАНЦОВЫВАТЬ, ПРИГОВАРИВАТЬ.
6) Полноту, исчерпанность действия (доведение его до конца)ПРИРУЧИТЬ, ПРИУЧИТЬ, ПРИСТРЕЛИТЬ.
Список слов с приставкой ПРИ  для запоминания:
ПРИВЕРЕДЛИВЫЙ (= слегка вредный)ПРИВЕРЕДАПРИЧУДЛИВЫЙ (= близкий к чуду)НЕПРИСТУПНЫМ (на приступ не возьмёшь)ПРИМИТИВНЫЙ (три буквы И подряд пишутся в этом слове)НЕПРИХОТЛИВЫЙ (без прихотей)ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙПРИЛЕЖНЫЙПРИГОДНЫЙПРИГОЖИЙ (день)ПРИЯТНЫЙПРИВИЛЕГИЯ (неотъемлемое право)ПРИОРИТЕТ (преимущество)ПРИКЛЮЧЕНИЕПРИВИДЕНИЕПРИЧИНАПРИВЕРЖЕНЕЦ (тот, кто к чему-то присоединяется)ПРИСЯГА, ПРИСЯГАТЬПРИКАЗ, ПРИКАЗАТЬПРИСУТСТВОВАТЬПРИУРОЧИТЬПРИДИРАТЬСЯПРИТЯЗАТЬУРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙБЕСПРИСТРАСТНЫЙПРИСТРАСТИЕПРИМАДОННА (= актриса, исполняющая первые роли)ПРИВАТНЫЙ (= частный)ПРИВАТИЗАЦИЯПРИБОРНЕПРИЯЗНЬПРИБАУТКАПРИСКОРБНЫЙс ПРИСКОРБИЕМбез ПРИКРАСПРИУМНОЖИТЬ
Приставка ПРЕ обозначает
1) Высшую степень качества, действия (приставку ПРЕ- можно заменить словами «ОЧЕНЬ», «ВЕСЬМА»):ПРЕМУДРЫЙ, ПРЕИНТЕРЕСНЫЙ, ПРЕУСПЕТЬ.
2) То же, что и приставка ПЕРЕ-:
ПРЕГРАДА (= ПЕРЕГОРОДИТЬ), ПРЕРВАТЬ (= сделать ПЕРЕРЫВ),ПРЕСТУПИТЬ закон (= ПЕРЕСТУПИТЬ).
Есть слова, в которых сходство приставок ПРЕ- и ПЕРЕ- можно объяснить другими словами, близкими по смыслу:
ПРЕКРАТИТЬ = ПЕРЕСТАТЬПРЕОБРАЗОВАТЬ = ПЕРЕДЕЛАТЬПРЕВРАТИТЬ = ПЕРЕМЕНИТЬ обликПРЕОДОЛЕТЬ = ПЕРЕСИЛИТЬ себя и ВЫПОЛНИТЬПРЕВОЗМОЧЬ = ПЕРЕСИЛИТЬ себя и ВЫПОЛНИТЬПРЕПОДАВАТЬ = ПЕРЕДАВАТЬ знанияПРЕПОДНЕСТИ ЦВЕТЫ = ПЕРЕДАТЬПРЕРЕКАТЬСЯ = ПЕРЕБИВАТЬПРЕСЕЧЬ = заставить ПЕРЕСТАТЬПРЕДАНИЕ = то, что ПЕРЕДАЁТСЯ из уст в устаБЕСПРЕКОСЛОВНО = НЕ ПЕРЕЧИТЬБЕСПРЕСТАННО = НЕ ПЕРЕСТАВАЯНЕПРЕМЕННО = нельзя ПЕРЕМЕНИТЬ
Список слов с приставкой ПРЕ- для запоминания:
ПРЕНЕБРЕГАТЬ (в этом слове три буквы Е)ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ, ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНЫЙПРЕЛЕСТНЫЙ (вызывающий очень лестные слова)ПРЕПОДОБНЫЙ (очень праведный)ПРЕСЛЕДОВАТЬПРЕСМЫКАТЬСЯПРЕЗИДЕНТПРЕПЯТСТВИЕПРЕПОНА (препятствие)ПРЕМЬЕРАПРЕТЕНЗИЯПРЕТЕНДЕНТПРЕПАРАТПРЕГРЕШЕНИЯПРЕИМУЩЕСТВОПРЕАМБУЛА (= вводная часть)ПРЕДЕЛ ТЕРПЕНИЯКАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ (причина ссоры)ПРЕВРАТНОСТИ СУДЬБЫЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯПРЕСТИЖНЫЙБЕСПРЕДЕЛЬНЫЙПРЕСЛОВУТЫЙ (очень всем известный)ПРЕЗЕНТАЦИЯПРЕРОГАТИВА (исключительное право)ПРЕТЕРПЕВАТЬПРЕВАЛИРОВАТЬ (преобладать)ПРЕФЕКТУРАПРЕЦЕДЕНТ (аналогичный случай в прошлом)ПРЕУВЕЛИЧИТЬ

Следует обратить особое внимание на омофоны («фонетические близнецы») — слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному в зависимости от значения.

Приставки ПРЕ и ПРИ — «фонетические близнецы»

ПРЕ- ПРИ-
ПРЕБЫВАТЬ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ (= находиться) ПРИБЫВАТЬ В МОСКВУ (= приезжать)
ПРЕБЫВАНИЕ В ГОРОДЕ (= нахождение) ПРИБЫВАНИЕ В ГОРОД (= приезд)
ПРЕТВОРИТЬ МЕЧТЫ В ЖИЗНЬ (= воплотить) ПРИТВОРИТЬ ДВЕРЬ (= закрыть)
ПРЕТВОРИТЬСЯ В ЖИЗНЬ (= воплотиться) ПРИТВОРИТЬСЯ СПЯЩИМ (= принять иной вид и ввести в заблуждение)
ПРЕСТУПИТЬ ЗАКОН (= нарушить) ПРИСТУПИТЬ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ (= начать)
ПРЕКЛОНЯТЬСЯ ПЕРЕД ТАЛАНТОМ (= восхищаться, относиться с большим уважением) ПРИКЛОНЯТЬСЯ К ЗЕМЛЕ (= нагибаться)
ПРЕДАТЬ ДРУГА (= передать его тайну другим) ПРИДАТЬ ЗНАЧЕНИЕ, СМЫСЛ СЛОВАМ (= добавить)
СТАРИННОЕ ПРЕДАНИЕ (= легенда) ПРИДАНИЕ БОЛЬШЕЙ ЗНАЧИМОСТИ (= добавление)
ПРЕЕМНИК ПРЕЗИДЕНТА (= продолжатель; тот кто перенимает власть) КУПИТЬ ПРИЁМНИК (= аппарат для приёма радиовещания)
ПРЕХОДЯЩИЕ УСПЕХ, СЛАВА (= временные, которые приходят и уходят) ПРИХОДЯЩАЯ НЯНЯ (= та, которая приходит и сидит с ребёнком)
ПРЕВРАТНЫЙ СМЫСЛ (= тот, который перетолковывают) ПРИВРАТНИК В ЗАМКЕ (= швейцар)
ПРЕДЕЛ ТЕРПЕНИЮ (= граница) БОКОВОЙ ПРИДЕЛ В ЦЕРКВИ (= пристройка)
ПРЕЗИРАТЬ ВРАГА (= ненавидеть, относиться без уважения) ПРИЗРЕТЬ СИРОТУ (= приютить)
НЕПРЕЛОЖНАЯ ИСТИНА ПРИЛОЖЕНИЕ К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ
НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ ПРИМЕНИТЬ ПРАВИЛО
ПРЕТЕРПЕТЬ ЛИШЕНИЯ (= мужественно пеценосить) ПРИТЕРПЕТЬСЯ К НЕВОЛЕ (= привыкнуть)

3. Правописание букв Ы, И после приставок

Буква ы пишется

После русских приставок, оканчивающихся на согласную (С-, ИС-, РАЗ-, БЕЗ-, ПРЕД-, ПОД- и др.), вместо И пишется буква Ы:

ИГРАТЬ + С = СЫГРАТЬ

ИСКАТЬ + РАЗ = РАЗЫСКАТЬ

ИСТОРИЯ + ПРЕД  = ПРЕДЫСТОРИЯ

ИНТЕРЕСНЫЙ + БЕЗ = НЕБЕЗЫНТЕРЕСНЫЙ

Примечание:

после русских приставок МЕЖ- и СВЕРХ- сохраняется буква И:

ИНТЕРЕСНЫЙ — СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ ИЗЫСКАННЫЙ — СВЕРХИЗЫСКАННЫЙ ИНСТИТУТСКИЙ — МЕЖИНСТИТУТСКИЙ

Буква и пишется

1) после оканчивающихся на согласную иноязычных приставок ДЕЗ-, КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-, ПАН- :

ДЕЗИНФОРМАЦИЯ, ДЕЗИНФЕКЦИЯ, СУПЕРИГРА, КОНТРИГРА, ПАНИСЛАМИЗМ, ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ, 

ТРАНСИРАНСКИЙ.

2) после приставок, оканчивающихся на гласную:

ИСТИНА + ПО = ПОИСТИНЕ ИГРАТЬ + ПО = ПОИГРАТЬ

3) в слове ВЗИМАТЬ пишется И.

4) в сложносокращённых словах во втором корне:

ПЕДИНСТИТУТ, СПОРТИГРЫ, СПОРТИНВЕНТАРЬ

5) в сложных словах после ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ- :

ДВУХИГОЛЬНЫЙ, ТРЁХИМПУЛЬСНЫЙ.

Например:

Уму не под силу долго разЫгрывать роль сердца (Ларошфуко).Примеры:

Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин, и женщин; но только с одних взИмает кровь, с других — слёзы (Теккерей).

Даже выступая на собрании первым, он присоединялся к предыдущему оратору (Э. Кроткий).

Сначала собака не любит кошку, а аргументы подЫскивает потом (Янина Ипохорская).

4. Разделительные Ъ и Ь знаки

Ъ пишется:

1) после русских приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами Е, Ё, Ю, Я: ВЗЪЕРОШЕННЫЙ

СЪЁМКА, ОБЪЯВЛЕНИЕ, ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ, МЕЖЪЯРУСНЫЙ, СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЙ

2) после всех иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную (АД-, ИН-, КОН-, КОНТР-, ОБ-, СУБ-, ТРАНС-, ПАН- и др ),

перед буквами Е, Ё, Ю, Я:

АДЪЮТАНТ, ИНЪЕКЦИЯ, КОНЪЮНКТУРА, КОНЪЮНКТИВИТ, ОБЪЕКТИВНЫЙ, СУБЪЕКТ, ТРАНСЪЕВРОПЕЙСКИЙ, ПАНЪЕВРОПЕЙСКИЙ

3) перед буквами Е, Ё, Ю, Я в сложных словах, первую часть которых образуют числительные ДВУХ, ТРЕХ, ЧЕТЫРЕХ: —

ДВУХЪЯРУСНЫЙ, ТРЕХЪЯЗЫЧНЫЙ

4) в середине заимствованного слова ФЕЛЬДЪЕГЕРЬ

5) в словах

НЕОБЪЯТНЫЙ, НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ, ИЗЪЯН

ь пишется:

1) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И внутри слова (не после приставок):

БАРЬЕР, СЕРЬЁЗНЫЙ, ВЬЮГА, РЬЯНЫЙ, СОЛОВЬИ

2) в некоторых иноязычных словах перед буквой О:

КОМПАНЬОН, БАТАЛЬОН, ПАВИЛЬОН, ПОЧТАЛЬОН, МЕДАЛЬОН, БУЛЬОН

3) в словах

ПОДЬЯЧИЙ, ДЬЯК, ПЬЕДЕСТАЛ, БУРЬЯН, ИНТЕРЬЕР, АРЬЕРГАРД, МЫШЬЯК

Примечание:

1) Ъ не пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами А, О, У, Э: СЭКОНОМИТЬ, ПРЕДОЛИМПИЙСКИЕ тренировки, ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННОЕ сочинение, КОНТРАТАКА, ПРЕДУГАДАТЬ.

2) Ъ не пишется в сложносокращённых словах:

ДЕТЯСЛИ, ИНЯЗ, ГЛАВЮРИСТ, ОРГЕДИНИЦА.

Источник: http://www.tetradka.ru/ege/blog/russ/6cd83ayxeir8ajfmynws1k6mw

День: 31.03.2018

Возможные формулировки задания 23:

Прочитайте текст Н. Коршуновой. Из предложений 1-14 выпишите фразеологизм.

Правильный ответ: падали духом (этот фразеологизм употреблён в 12 предложении и имеет значение «отчаиваться, унывать»).

Из предложений 23-24 выпишите слово со значением: «Тот, кто стремится сделать все идеадьно, образцово, без малейших ошибок, поэтому постоянно недоволен итогами сделан­ного как собой, так и другими».

Читать далееЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Рубрики ЕГЭ по русскому языку. Задания

Наступила долгожданная снежная зима. Принесла она с собой ветры, снегопады, метели, бури. С наступлением декабря начинаются самые короткие дни в году и самые длинные ночи. В полдень кажется, что уже наступили сумерки.

Снег пошёл вечером. Снежинки были пушистыми и мягкими, как хлопок. Снег покрыл своим белым одеялом поля, леса, города и сёла. Чародейка-зима нарядила деревья в тяжёлые снежные шубы.

В это время голодно и холодно птицам. И ребята не оставили их в беде. Они сделали кормушки для своих пернатых друзей.

Читать далееСочинение на тему Зима 5 класс

Рубрики Сочинения по русскому языку

В этом году зима теплая и снежная. Люблю, когда снежинки медленно падают на землю. Белым ковром покрыты все дороги, снежные шапки на крышах домов и ветках деревьев. Красиво,как в сказке! Каждый год мы с семьей катаемся на санках за городом. Люблю зиму! Можно играть в снежки, поваляться в снегу, слепить снеговика. Зима — сказка наяву!

Сочинение на тему Зима 2 вариант

Зимушка-зима приходит к нам вместе со сказкой, с надеждой на лучшее. Ощущение праздника, ожидание чуда, белоснежный искрящийся покров на всём, долгожданные каникулы, запах ёлки и мандаринок — это то, за что я люблю зимушку.

Спи сколько хочешь, а потом катайся на саночках, коньках или лыжах, снежную бабу лепи, общайся с друзьями, получай подарки от Деда Мороза, води хороводы вокруг ёлочки — в какое ещё время года возможно столько развлечений!

Читать далееСочинение на тему Зима 4 класс

Рубрики Сочинения по русскому языку

Пришла красавица зима! Как сказачно стало вокруг! Зима укрыла землю тёплым пушистым одеялом, нарядила деревья в белые тёплые шубки. Дед Мороз -её помощник разукрасил резными узорами окна домов.

А для ребят какое раздолье! Они высыпали на улицу и начали строить снеговиков. Мальчишки затеяли игру в снежки. Девочки одели коньки и отправились на каток. Сколько шума и веселья принесла с собой Зима.

Зима самое красивое и весёлое время года!

Зима в моем городе

Наступило чудесное время года — Зима. Она пришла к нам в белом наряде и укрыла поля белоснежными, пушистыми и мягкими коврами. Зима раскрасила лес по своему.

Читать далееСочинение на тему Зима 3 класс

Рубрики Сочинения по русскому языку

Сочинение на тему Зима

Зима-волшебное время года. Мне нравится, когда на улице, вся дорога покрыта белым ковром! Когда на улице липкий снег, можно слепить снеговика и поиграть в снежки. Зимой мороз оставляет красивые узоры на окнах! Зимой самые лучшие праздники: в декабре Новый Год, в январе — Рождество!

Читайте также:  Юрий гагарин: биография кратко, род занятий, когда полетел в космос юрий алексеевич гагарин

Сочинение про Зиму

Зима-это мое любимое время года! Зима-это когда падают красивые и нежные снежинки, которые ложатся на землю. Это заснеженные крыши. Деревья стоящие все в снегу и заледенелых снежинках. Это слепленные снеговики, которые с огромной радостью лепят дети. Зима-это морозы на окнах. Я очень люблю зиму!

Читать далееСочинения на тему Зима 2 класс

Рубрики Сочинения по русскому языку

Пришла зима

Пришла зима. Дни становились короче, а ночи длиннее. Земля уже покрыта белым снегом. Мы с друзьями вышли на улицу и слепили снеговика, играли в снежки, катались на санках. Было очень весело. Я люблю зиму, потому что это волшебное время года.

Волшебница-зима

Волшебница-зима покрыла все поля пушистым белым одеялом! Зима моё самое любимое время года. Зимой дети играют в снежки и лепят снеговиков.

Читать далееСочинения на тему «Зима» 1 класс

Рубрики Сочинения по русскому языку

Вот и пришла белоснежная красавица зима — любимая пора детей. Катание на санках, лыжах, коньках, снежные баталии, крепости из снега, упитанные сторожа в каждом дворе с морковками вместо любопытного носа – ну как можно не любить эту пору года?

Зима – это очень красивое время года. Все дороги припорошены снегом, который так недовольно скрипит под ногами, деревья будто нарядились в новые белоснежные платья и стоят, не шелохнувшись, а когда ненароком пробежит ветерок, с ветвей бесшумно опускается на землю пушистое облачко.

Читать далееСочинение на тему Зима

Рубрики Сочинения по русскому языку

Осень – грустное, но невероятно красивое время года. Я говорю о той поре, когда вся природа вокруг меняет зеленый наряд на желтый, багряный, алый и оранжевый.

Я люблю осень, жаль только в школу нужно идти после каникул. Но зато я встречаю друзей, мы делимся впечатлениями от прошедшего лета и веселыми историями.

Сначала осень подкрадывается незаметно, словно невзначай. В сентябре зелень листвы все такая же, как и летом, только ночи становятся холоднее. А затем и дни.

Читать далееСочинение на тему Осень

Рубрики Сочинения по русскому языку

Книги — это источники информации, знаний, воспитания. Они окружают нас с самого рождения. Вначале это «малютки» со множеством цветных картинок, сказок, загадок, они помогают ребенку мыслить, а потом произносить первые слова.

Малыш растет, и взрослеют его книги. Мы узнаем, что на земном шаре есть леса, поля, равнины и горы, моря, реки и озера. Перед нашим взором проходят поэтические картины природы, будто слышим песнь ручейков, шум лесов и дубрав, звон косы в росистом лугу.

Мы познаем мир: видим, как сменяются дни и ночи. Осень и зима, весна и лето.

Читать далееСочинение на тему «Книга в моей жизни»

Рубрики Сочинения по русскому языку

Книги окружают нас с детства. Они сопровождают нас всю жизнь. Они развивают у нас чувство красоты, расширяют наш кругозор, заставляют вместе с литературными героями радоваться, огорчаться или переживать. Книги поднимают нам настроение, нередко спасают от одиночества, помогают найти выход из сложившейся ситуации.

Любимые книги становятся нам настоящими друзьями: с ними не хочешь расставаться, к ним, как к родным людям, привыкаешь, с ними советуешься, споришь. У каждого из нас есть любимая книга. А у некоторых таких книг несколько. Это книги, к которым обращаешься тогда, когда тебе грустно, трудно, когда тебе нужна помощь.

Это книги, от чтения которых ты получаешь истинное удовольствие и наслаждение.

Читать далееСочинение «моя любимая книга»

Рубрики Сочинения по русскому языкуНавигация записи

Старые записи

Источник: https://shollsoch.ru/2018/03/31/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BA-%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D1%8B-%D0%B8-%D1%8B-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB/

Правописание Ы после приставок на согласный

Буква Ы после приставок на согласный.

Цели.

Учить воспринимать информацию на слух, преобразовывать её из одной формы в другую (в таблицу, схему), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;  находить слова с орфограммой­буквой ы, и после приставок, правильно писать слова с названной орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы. Воспитывать чувства языка.

Тип урока: урок открытия новых знаний. Метод: проблемный

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой на урок.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Фронтальный опрос по пройденным темам.
  2. Проверка выполнения домашнего упражнения №272. Учитель читает правильные варианты с объяснением, учащиеся проверяют свои работы.
  3. Выполнение работы на листочках  «Вставь пропущенные буквы»  и «Проверь себя». Учитель собирает работы. 
  4. Словарная работа упражнение №268.
  5. Индивидуально: выполнение компьютерного теса «Правописание приставок на З/С.

III. Изучение нового материала.

1. Определяем проблему урока. Ученики работают в парах, выявляют особенность: разные буквы Ы и И в корне однокоренных слов, формулируют основной вопрос урока.

— Прочитайте пары слов. Как они называются? (Однокоренные)

обЫграть – Игра                  безЫмянный – Имя            разЫщет – Ищет

— Что необычного заметили в этих словах. Какой вопрос возникает? (Почему в корне однокоренных слов пишутся  разные буквы – ы, и?  Когда нужно писать букву ы в корне?)

 В чём отличие этой темы от двух предыдущих, на которых мы открывали новые знания (Новые буквы –Ы или Ы , не в приставках, а после приставок.)

2. Работа в группах.  

ВыИграть – обЫграть        поИмённый – безЫмянный

                                  поИщет – разЫщет

— Что общего в каждой паре слов? В чём различие? — Сравните произношение и написание гласных после приставок.

— Выявите закономерность в написании буквы Ы  после приставок.

(Выявляется общее правило написания приставок.  Запись на доске и в тетрадях.   Делаются необходимые обозначения: в обоих столбиках в словах выделяются приставки, после приставок разные буквы: в 1­м столбике и, во 2­м – ы).

— Сравните  произношение с написанием  (Устанавливается их совпадение).

— Выявляется  закономерность, определить основное условие выбора.  (При необходимости – подсказка: на какой согласный оканчивается приставка?)

3. Проводится наблюдение над написанием буквы после приставки сверх­

контр-; дез-.   сверхИнтересный        контрИгра           дезИнформация

— Какое противоречие вы заметили?  В чём особенность этих слов                    (Делается вывод, что эти приставки можно назвать исключением).

– Почему в словах поискать, наиграть буква ы на месте и не пишется? (Приставка не оканчивается на согласный)

4. Обобщаются выводы, формулируется правило.                        Сверяется с материалом пособия на стр. 131.

III. Закрепление изученного.  Стр. 132 пособия

  1. Орфографическое чтение рифмованного алгоритма 
  2. Упражнение №285 Объяснительное письмо с графическим обозначением орфограммы. (Выполняется в тетради)
  3. Упражнение №286. Работа со словарными словами. Записать, образовать слова приставочным способом.
  4. Упражнение № 287. Выборочно-распределительная работа (Выполняется у доски и в тетрадях)

IV. Итог урока.

– Найдите «третье лишнее»:

1) а) раз…скать, б) по…скать, в) от…скать;

2) а)  раз…грать, б) об…грать, ) про…грать.

3) а) раз…скать, б) сверх…нтересный, в) дез..нформация.

– Чему учились на уроке?

– Были ли трудности?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

V. Домашнее задание.

Повторить предыдущие темы. Выучить материал стр. 131, упражнение №288 в пособии. Выучить рифмовку по желанию.

Буква Ы после приставок на согласный.

Цели.

Учить воспринимать информацию на слух, преобразовывать её из одной формы в другую (в таблицу, схему), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения; находить слова с орфограммой­буквойы, и после приставок, правильно писать слова с названной орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы. Воспитывать чувства языка.

Тип урока: урок открытия новых знаний. Метод: проблемный

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой на урок.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Фронтальный опрос по пройденным темам.

  2. Проверка выполнения домашнего упражнения №272. Учитель читает правильные варианты с объяснением, учащиеся проверяют свои работы.

  3. Выполнение работы на листочках слайдам 7, 12 «Вставь пропущенные буквы» и «Проверь себя». Учитель собирает работы.

  4. Словарная работа упражнение №268.

  5. Индивидуально: выполнение компьютерного теса «Правописание приставок на З/С.

III. Изучение нового материала.

1. Определяем проблему урока. Ученики работают в парах, выявляют особенность: разные буквы Ы и И в корне однокоренных слов, формулируют основной вопрос урока.

— Прочитайте пары слов. Как они называются? (Однокоренные)

обЫграть – Игра безЫмянный – Имя разЫщет – Ищет

— Что необычного заметили в этих словах. Какой вопрос возникает? (Почему в корне однокоренных слов пишутся разные буквы – ы, и? Когда нужно писать букву ы в корне?)

— В чём отличие этой темы от двух предыдущих, на которых мы открывали новые знания (Новые буквы –Ы или Ы , не в приставках, а после приставок.)

2. Работа в группах.

ВыИграть – обЫграть поИмённый – безЫмянный

поИщет – разЫщет

— Что общего в каждой паре слов? В чём различие?- Сравните произношение и написание гласных после приставок.

— Выявите закономерность в написании буквы Ы после приставок.

(Выявляется общее правило написания приставок. Запись на доске и в тетрадях. Делаются необходимые обозначения: в обоих столбиках в словах выделяются приставки, после приставок разные буквы: в 1­м столбике и, во 2­м – ы).

— Сравните произношение с написанием (Устанавливается их совпадение).

— Выявляется закономерность, определить основное условие выбора. (При необходимости – подсказка: на какой согласный оканчивается приставка?)

3. Проводится наблюдение над написанием буквы после приставки сверх­

контр-; дез-. сверхИнтересный контрИгра дезИнформация

-Какое противоречие вы заметили? В чём особенность этих слов (Делается вывод, что эти приставки можно назвать исключением).

– Почему в словах поискать, наиграть буква ы на месте и не пишется? (Приставка не оканчивается на согласный)

4. Обобщаются выводы, формулируется правило. Сверяется с материалом пособия на стр. 131.

Слайды 14, 15

Видеофизминутка

ИСОГЛ. Ы

Искл.

СВЕРХ

ИМЕЖ И

КОНТР

ДЕЗ

III. Закрепление изученного. Стр. 132 пособия

  1. Орфографическое чтение рифмованного алгоритма Слайд 16

  2. Упражнение №285 Объяснительное письмо с графическим обозначением орфограммы. (Выполняется в тетради)

  3. Упражнение №286. Работа со словарными словами. Записать, образовать слова приставочным способом.

  4. Упражнение № 287. Выборочно-распределительная работа (Выполняется у доски и в тетрадях)

IV. Итог урока.

– Найдите «третье лишнее»:

1)а) раз…скать, б) по…скать, в) от…скать;

2) а) раз…грать, б) об…грать, ) про…грать.

3) а) раз…скать, б) сверх…нтересный, в) дез..нформация.

– Чему учились на уроке?

– Были ли трудности?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

V. Домашнее задание.

Повторить предыдущие темы. Выучить материал стр. 131, упражнение №288 в пособии. Выучить рифмовку по желанию.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/pravopisaniie-y-poslie-pristavok-na-soghlasnyi

Ссылка на основную публикацию