Безударная проверяемая гласная в корне слова: правописание и примеры

Безударная проверяемая гласная в корне слова: правописание и примеры

Главная > Русский язык > Как проверять безударную гласную в корне слова: правила и примеры

Умение правильно и грамотно излагать мысли на бумаге крайне необходимо. Развитию этого навыка уделяют внимание ещё в начальной школе. Одними из самых часто встречаемых орфограмм являются проверяемые безударные гласные в корне слова.

Примеры привести несложно: дверной — двери, зеркальный — зеркало, писать — пишет.

Во всех перечисленных словах гласные, написание которых находится под сомнением, проверяются однокоренными лексическими единицами, где звук находится в сильной позиции и чётко слышен.

Виды безударных гласных

Чтобы не ошибиться и написать слово с орфограммой правильно, необходимо сначала определить, к какому именно виду она относится. В русском языке принято выделять 3 типа безударных гласных:

  • непроверяемая гласная (словарное слово);
  • чередующаяся гласная;
  • безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Примеры — арбуз, человек, чеснок, поролон, календарь, пакет и многие другие.

К группе с непроверяемой гласной в корне относится большое число лексических единиц, заимствованных из иностранных языков: симпатия, информация, филармония, церемония, экономика, математика и т. д.

Корни с чередованием тоже часто вызывают трудности. В этом случае правописание может зависеть от различных факторов:

  • от ударения: сгорает — гарь, заря — зори;
  • от наличия суффикса «а» после корня: выдирать — выдернул, застилает — застелет;
  • от согласного в конце корня: растительность — заросли — отращивать;
  • от смысла: обмакнул — промок.

Чтобы не совершить ошибку, необходимо запомнить, в каких именно корнях появляются чередующиеся гласные и каким правилам они подчиняются.

Чтобы определить, является ли орфограмма безударной проверяемой гласной корня, нужно убедиться, что отсутствует явление чередования. После этого следует подобрать слово, где гласная, вызвавшая затруднение, будет стоять под ударением: коробка — короб, прямой — прямо, цветок — цвет.

Как найти проверочное слово

Основная сложность при написании заключается в том, как правильно проверить безударную гласную в корне. Правило звучит достаточно просто: нужно подобрать однокоренное слово, в котором буква будет стоять в сильной позиции, т. е. под ударением:

  • щека — щёки;
  • колбаса — колбасный;
  • пекарня — пекарь;
  • грибной — гриб;
  • цепочка — цепь.

Однако есть ряд исключений из основного правила. Чтобы не допустить ошибку при проверке, необходимо их учитывать:

  1. Нельзя использовать для проверки глаголы несовершенного вида (в которых присутствуют суффиксы — ыва— или —ива-). В этом случае происходит чередование: поздний — опаздывать, ловить — вылавливать, кормить — прикармливать.
  2. Не следует подбирать слова с неполногласными ударными сочетаниями —ла— или —ра— для проверки корней с полногласными —оло— или —оро-: укоротить — краткий, головной — глава, холодильник — прохладительный.
  3. Нужно обязательно учитывать лексическое значение в случае омонимичных (похожих по написанию и произношению) корней: спишу — спишет (в значении переписывать что-либо), но спешу — спешка (в значении спешить, торопиться). Аналогично следует учитывать значение в словах частота — чистота, посветить — посвятить и др.
  4. Если речь идёт о слове иноязычного происхождения, лучше всё равно уточнить его написание в словаре. Встречается большое количество лексических единиц, правописание которых не поддаётся правилам русского языка: магнит — магнетизм, дезинфекция — дезинфицировать.

Примеры упражнений

Задания на правописание безударных гласных в корне встречаются как в учебниках для начальных классов, так и в сборниках ЕГЭ. Ниже будут разобраны некоторые типы упражнений.

Задание 1. Записать 10 слов, в корне которых присутствует проверяемая безударная гласная.

Чтобы выполнить это упражнение, можно посмотреть вокруг и определить, какие из окружающих предметов или признаков имеют в корне гласные в слабой позиции и какие из них проверяются. При этом лучше избегать глаголов, имён существительных и прилагательных иностранного происхождения. А также необходимо проверять, не является ли гласная в корне чередующейся.

Вот лишь некоторые слова, которые подходят под условие упражнения:

  • стекло — стёкла;
  • окно — окна;
  • часы — час;
  • столы — стол;
  • зелёный — зелень;
  • на полу — пол;
  • зеркало — зеркальный;
  • деревянный — дерево, деревья;
  • стена — стены;
  • тепло — тёплый.

Под условие задания могут подойти и другие примеры слов.

Упражнение 2. Где пропущена проверяемая безударная гласная?

Аб…немент, ш… лестеть, г… реть, изб… жать, зам… рать, охр… нять, ш… колад, пон… мание, в… лнистый, д… ректор, р… жим, мол… ко.

Сначала следует найти лексические единицы, в которых есть чередование гласных: гореть, замирать, понимание.

Теперь нужно написать проверочные слова к оставшимся в списке. Те из них, которые не удалось проверить, являются непроверяемыми. Эти лексические единицы можно проверить:

  • шелестеть — шелест;
  • избежать — бег;
  • охранять — охрана;
  • волнистый — волны;
  • молоко — молочный.

Слова абонемент, шоколад, директор и режим являются словарными.

Упражнение 3. Вставить пропущенные буквы.

Наступило раннее утро. Д… вчонка проснулась, вск… чила с кровати и выгл… нула в… кно. Небо поразило её своей с… невой. Уд… вительно осв… жающий воздух ворвался в комнату. Однако всё с… мейство прод… лжало крепко спать. Она взд… хнула, закрыла форточку и начала л… ниво собираться в школу.

Нужно подобрать проверочные слова:

  • девчонка — девочка;
  • вскочила — отскок (не отскакивать, т. к. это глагол с суффиксом —ива-);
  • выглянула — выглядывать;
  • окно — окна;
  • синевой — синий;
  • удивительно — дивный;
  • освежающий — свежий;
  • семейство — семьи;
  • продолжало — продолжить;
  • вздохнула — вздох;
  • лениво — лень.

Ко всем словам с пропущенной буквой были подобраны проверочные слова.

Формулировки упражнений по русскому языку могут отличаться. В некоторых из них может потребоваться определить, какая одна и та же буква пропущена в каждой строке задания.

Иногда вопрос формулируется так, что нужно понять, какая именно орфограмма присутствует в каждой из нескольких лексических единиц.

Но если к слову можно подобрать проверочное, то, без сомнения, речь идёт именно о гласной в корне без ударения.

Источник: https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/kak-proveryat-bezudarnuyu-glasnuyu-v-korne-slova-pravila-i-primery.html

Правописание безударной гласной в корне слова

Написание букв на месте безударных гласных устанавливается путем проверки другими словами и формами, где в той же значимой части слова (в том же корне, в той же приставке, суффиксе, окончании) проверяемый гласный находится под ударением,

например: гора  (горы, горный), набрать  (набранный), земляной  (овсяный), в доме   (в столе).

Безударные гласные в корнях, проверяемые ударением

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением,

например: вода  (воды, водный), сады  (сад, садик), свинья  (свиньи), яйцо  (яйца ), говорить  (говор, разговор), молодой  (молод, молодость, молоденький), жара  (жар, жаркий), шалун  (шалость).

В некоторых случаях такой прием проверки нельзя использовать, так как разное написание однокоренных слов объясняется их отнесенностью к разным языкам.

Так, безударные неполногласные сочетания ра, ларата, сократить, бразды, глава, облако, влачить и подобные) всегда пишутся с буквой а — это старославянские по происхождению слова; в русских корнях таким сочетаниям соответствуют полногласные оро, олоорота, короткий, борозды, голова, волочить).

Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида. В словах затопить, опоздать, проглотить, раздвоить, затоптать и других гласная о проверяется однокоренными словами поздно, глотка, двое, топчет, хотя есть глаголы затапливать, опаздывать, проглатывать, раздваивать.

Данное правило не распространяется на иноязычные слова, так как в них проверяемая и проверочная гласные могут относиться к морфемам разного происхождения.

Так, в слове аккомпанемент суффикс -емент французского происхождения, а в глаголе аккомпанировать суффикс -ирова- — немецкий.

Сравните: абонемент — абонировать, ангажемент — ангажировать; слова интеллигенция и интеллект в латинском языке образованы от разных основ одного корня.

При выборе написания о   или а   в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-  (-ива-).

Например, для проверки безударной гласной в корнях глаголов бросать, топтать, смотреть, молчать  следует привлекать такие слова и формы, как бросить, переброска, топчет, смотрит, смотр, молча, умолкнуть , но не глаголы типа набрасывать, вытаптывать, рассматривать, умалчивать, для которых характерно чередование гласных о – а  (заработать – зарабатывать, усвоить – усваивать  и т. п.).

Особенно внимательными нужно быть при написании слов с омонимичными корнями, в которых безударный гласный произносится одинаково, но на письме обозначается различными буквами.

Сравните  попарно слова: частота  (частый) и чистота  (чистый), поласкать  (ласка) и полоскать  (полощет), пары  (мн. ч., ср. пар ) и до поры  (ср. до сих пор), леса  (мн. ч., ср. лес) и лиса  (ср.

лисы, лисонька), посидеть  (сидя) и поседеть  (сед , кр. ф.

от седой), развивать  (развить) и развевать  (веять), разрядить  (разряд) и разредить  (редкий), осветить  (свет, осветит) и освятить  (свят, святость), примерять  (мерить) и примирять  (м. р.).

 Буква е после парных мягких согласных и шипящих пишется в соответствии как с ударным е , так и с о  (на письме ё).

Сравните: белить  (белый) и вела  (вёл), село  (сёла  и сельский ), шелестеть  (шелест ) и шелка  (шёлк), жемчуга  (жемчуг ) и желудей  (жёлудь).

Безударные гласные в корнях, не проверяемые ударением

В русском языке существует много слов, корневые гласные у которых нельзя проверить ударением. Написание таких слов определяется по орфографическому словарю.

Сюда включаются как исконно русские, так и заимствованные слова.

Вот некоторые из них: абориген, антагонизм, бадминтон, бифштекс, бриолин, вестибюль, винегрет, волынка, диапазон, деликатес, дирижабль, демагог, иждивение, инициатива, кабала, канонада, конфорка, криминология, кобура, кощей, макака, макулатура, наваждение, обаяние, оказия, оптимизм, панорама, панегирик, привилегия, палисадник, пластилин, смятение, туннель, утилитарный, эсперанто.

Другие трудные случаи написания корневых гласных

В слове бархат  после х   в безударной позиции пишется буква а  (также бархатный, бархатистый), хотя под ударением в слове бархотка  (вариант: бархатка ) – гласный о.

Безударному гласному в слове лебедь, который передается буквой е, соответствуют под ударением ё   и я  : лебёдка, лебёдушка  и лебяжий .

Читайте также:  Парный согласный в корне слова: правописание и примеры написания

В слове ладья  без ударения пишется а, а под ударением в слове лодка – о.

В словах детёныш, детёнок, детвора, деторождение  и др. пишется без ударения буква е   в соответствии с ударным е  в слове дети  и производных от него – детский, детство, бездетный  и т. п. Однако в слове дитя , а также в просторечных дитё  и дитячий  пишется и   (ударный и  в дитятко).

Корень слова магнит , греческого по происхождению, в ряде слов имеет другой ударный гласный – е , а в безударном положении соответствующий гласный передается как буквой и  , так и буквой е.

Например, магнит, магнитный, намагнитить  и магнето, магнетик, парамагнетик; магнитограф, магниториум, магнитола, магнитометр, магнитофон, магнитобиология, магнитооптика  и магнетический, магнетизм, магнетит, магнетон, магнетрон .

варианты: магнетоэлектрический эффект  и магнитоэлектрическая машина, магнитохимия  и магнетохимия ; наличие таких орфографических вариантов поддерживается побочным ударением на гласном и  или е  в первой части этих сложных слов (которые, таким образом, различаются и в произношении).

В корне слова дебет  (финансовый термин) и однокоренных словах второй гласный, всегда безударный, передается буквами е   (в словах дебет, дебетовать, дебетовый ) и и   (в словах дебитор, дебиторский ).

В корне слов инфекция  и дезинфекция  на месте ударного гласного е  пишется (в глаголах на цировать ) в безударном положении буква и : инфицировать, дезинфицировать . То же в словах перцепция, апперцепция , но перципировать, апперципировать; коррекция , но корригировать .

Буквы е   и и   на месте безударных гласных различаются в корнях слов: сенсибе льный , но сенсиби лизация; инже нер , но инжи ниринг .

Во всех этих случаях различия в письменной передаче корневых гласных объясняются написанием слов в языках источниках. Написание гласных букв в таких корнях определяется в словарном порядке.

Безударные соединительные гласные

 При соединении основ двух и более слов в одно сложное слово, а также при образовании сложных слов с составными частями интернационального характера используется соединительный гласный, передаваемый на письме буквами о   и е.

Соединительный гласный передается на письме после твердых парных согласных буквой о, а после мягких парных согласных, шипящих, ц  и j  – буквой е, например: звукорежиссёр, мировоззрение, сенокос, работодатель,  диктофон, москворецкий, одноразовый, девяностолетний, сторублёвый, мореплаватель, древнерусский, пылесос, общедоступный, тысячелетний, свежеокрашенный, мышеловка, овцеводство, чаепитие; грязеводолечебница, маслосыроваренный.

Образования с мягким и твердым согласным перед соединительными гласными, передающимися соответственно буквами е   и о : кровеносный и кровоподтёк, коневодство и конокрад, дальнеприцельный и дальнозоркий, песнетворчество и песнопение.

Буква о   пишется также после гласной и   или е   в ряде сложных слов с первой частью – основой слов на -ия   или на -ей , -ея,

например: бактерионоситель  (бактерия), историография  (история), религиоведение  (религия), химиотерапия  (химия), трахеобронхит  (трахея), музеология  (музей), но: музееведение.

Вместо соединительных гласных о   и е   в некоторых разрядах сложных слов пишутся гласные, совпадающие с падежными и другими окончаниями слов, основы которых содержатся в предшествующей части слова:

я   – в словах с первыми частями себя-: себялюбие, себялюбивый  (но в себе стоимость  и себе довлеющий   буква е); время-,

например: времяпрепровождение, времяисчисление, времяизмерительный; имя- ,

например: имятворчество, имяславие  (общественно-философское течение); семя-,

например: семядоля, семяпочка, семязачаток, семяизвержение, семяприёмник, семяочистительный  (но именослов, семеноводство, семенохранилище , а также — с основами других слов на -мя – знаменосец, пламеобразный, пламегаситель);

а   – в словах умалишённый, сумасшедший , в словах с первыми частями сорока, полутора, полутораста,

например: сорокалетие, сорокасвечовый, сорокачасовой  (но ср. сороконожка, сорокоуст); полуторатонный, полуторагодовалый, полуторасталетний  (но в словах с первыми частями девяносто-  и сто-  пишется о);

и   – в словах с первыми частями, содержащими основы числительных от пять  до двадцать, а также тридцать, пятьдесят  и т. п.,

например: десятилетка, семимесячный, тридцатитомный, шестидесятилетие; в части сложений с основой числительного три: трилистник, триединый, триединство, триипостасный  (но треугольный, треножник  и т. п.

); в словах с первыми частями, совпадающими с формами повелительного наклонения глагола, например: сорвиголова, вертихвостка, вырвиглаз, перекати-поле; в сложных притяжательных прилагательных типа дяди-Стёпин, тёти-Валин;

ы   – в таких же прилагательных типа бабы-Дусин, Анны-Петровнин.

В конце первых частей сложных слов пишутся также: буквы а   и и   – в некоторых рядах сложных слов с первыми частями интернационального характера: авиа-  (авиабаза, авианосец, авианесущий ), аква-  (акванавт, акватехника ), мега-  (мегатонна, мегаватт, мегапроект), медиа-  (медиакомпания, медиахолдинг), макси-  (макси-юбка ), миди-  (миди-платье), милли-  (миллиметр, миллиграмм), мини-  (мини-турнир), санти-  (сантиметр), деци-  (дециметр), поли-  (поливитамины, политехнический), квази-  (квазиизлучение, квазинаучный); буква и   – в части слов со вторыми частями -метрия  (планиметрия, дозиметрия ; но сейсмометрия, спектрометрия), -фикация  и -фицировать  (электрификация, электрифицировать, газификация, интенсификация, русификация; но теплофикация, радиофикация); в названиях государств, территорий со второй частью -стан  (Узбекистан, Туркменистан, Курдистан); в словах центрифуга, агрикультура  (но агрокультура  с другим значением).

Источник: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/125

Безударная гласная в корне

Холодный или халодный? Вырастет или выростет? Корабль или карабль? Вопрос о выборе правильной гласной при написании этих слов возникает, потому что на гласную в корне не падает ударение. В этой статье пойдет речь о том, как правильно писать эти и другие подобные слова.

Все слова с безударной гласной в корне можно разделить на три группы:

  • Слова с проверяемой безударной гласной корня
  • Слова с чередующейся гласной в корне
  • Слова с непроверяемой безударной гласной корня.

Слова с проверяемой безударной гласной корня

Это слова, к которым можно подобрать однокоренное проверочное слово, в котором на ту же самую гласную корня падает ударение. При этом в неударном слоге корня пишется та же гласная, что и в соответствующем ударном слоге проверочного слова.

Примеры

1) ух…дить Можно подобрать проверочные слова ход, уход. В этих словах на букву о падает ударение, поэтому сомнений в том, как они пишутся, не возникает. Значит, правильное написание – уходить.

2) аргум…нтировать Можно подобрать проверочное слово аргумент, в котором ударение падает на букву е. Значит, правильное написание – аргументировать.

Важно подобрать правильное проверочное слово. Рассмотрим слова просв…щение и посв…щение. Проверочное слово для слова просв…

щениесвет, поэтому надо писать просвещение. Проверочное слово для слова посвящениесвятость, поэтому посвящение пишется через букву я.

Проверочное слово должно быть однокоренным, то есть непременно близким по смыслу.

Приведем несколько слов, которые могут вызвать трудности при подборе проверочного:

извинение — невинный; нагромождать — громоздкий (а не громада); неиссякаемый — иссякнуть (а не иссечь); обнажать — наг; образцовый — образчик; пастух — пас, подпасок; поглощать — глотка; покорять — покорный (а не кара); постигать — постигнуть (а не стегать); разлиновать — линия.

Гласные о — а в корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять глаголами несовершенного вида.

Глагол с безударной гласной Правильное проверочное слово Парный глагол, который нельзя использовать для проверки
опоздать поздно опаздывать
затопить затопит затапливать
проглотить глотка проглатывать
раздвоить двое раздваивать

Запишите букву, которая должна стоять на месте пропуска.

Запишите букву, которая должна стоять на месте пропуска.

В русском языке есть целый ряд корней с чередующимися гласными: в одних словах такие корни пишутся с одной гласной, а в других словах — с другой. Слова с такими корнями можно по ошибке принять за слова с проверяемой гласной корня.

Список корней с чередующейся гласной нужно знать наизусть. Выбор гласной в таких корнях может зависеть от наличия в слове суффикса —а-, от ударения, от буквы, следующей за гласной, или от значения корня.

Корни, написание которых зависит от наличия в слове суффикса —а

  • кос— — —кас-: коснуться — касаться
  • лож— — —лаг-: положить — полагать
  • мер— — —мир-: замереть — замирать
  • бер— — —бир-: уберу — убирать
  • пер— — —пир-: запереть — запирать
  • дер— — —дир-: задеру — задирать
  • тер— — —тир-: стереть — стирать
  • блест— — —блист-: блестеть — блистать
  • стел— — —стил-: стелю — застилать
  • чет— — —чит-: вычет — читать
  • жег— — —жиг-: выжег — обжигать

Исключения: сочетать, сочетание, обжиг (керамики).

Корни с чередованием а(я) — им, ин пишутся с буквой и, если в слове есть суффикс —а-:

  • ня— — —нима-: понять — понимать, заняться — заниматься
  • ча— — —чина-: начать — начинать
  • мя— — —мина-: размять — разминать, упомянуть — упоминать
  • жа— — —жима-: разжать — разжимать.

Корни, написание которых зависит от ударения

  • Корни, в которых без ударения пишется о: —гор-, —клон-, —твор-. Примеры: гореть, поклониться, творить.
  • Корни, в которых без ударения пишется а: —зар-, —плав-. Примеры: заря, поплавок, плавучий (мост).

Под ударением во всех этих корнях пишется та гласная, которая слышится: загар, кланяться, поклон, зори, зарево, плавать, заплыв.

Исключения: утварь, пловец, пловчиха, плывун, плывучий (песок).

Запишите букву, которая должна стоять на месте пропуска.

Запишите букву, которая должна стоять на месте пропуска.

  • рос— — —раст-, —ращ-: в корне —рос— пишется о, в корнях —раст-, —ращ— пишется а. Примеры: выросли, вырасту, выращенный.
  • скоч— — —скак-: в корне —скоч— пишется о, в корне —скак— пишется а. Примеры: выскочу, скакать.

Из этого правила много исключений.

Исключения:

  • росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль
  • скачок, скачу (и другие формы: скачешь, скачет, скачем, скачете, скачут), скачкообразный.

Корни, написание которых зависит от значения

  • мак— — —мок-: слова со значением «погружать в жидкость» пишутся через а, а слова со значением «пропускать жидкость» пишутся через о. Примеры: обмакнуть перо в чернила, вымокла под дождем.
  • равн— — —ровн-: слова, указывающие на равенство, сравнение, пишутся через а; слова, указывающие на ровность, гладкость, пишутся через о. Примеры: уравнение, выровнять пол.

Исключения: равнина, поравняться, поровну, уровень, сровнять (с землей, в значении «уничтожить»).

Во всех спортивных и военных выражениях пишется корень —равн-: сравнять счет, равнение направо, подравнять ряды, выравняться, Равняйсь!

Ко многим словам с безударной гласной в корне не подобрать проверочное слово, и чередующейся гласной в корнях этих слов тоже нет. Правописание таких слов надо запомнить.

Вот списки слов, написание которых надо знать наизусть. Буква, вызывающая трудности, выделена жирным шрифтом.

А–В

абсолютныйавангардавангардныйавантюраагиткампания (от слова кампания в значении «действие»)агрономакадемияакварельныйальманаханомалияапелляцияапельсиновыйаплодировать багровыйбаллонберлогабеседующийбеспрецедентный вакансиявакцинавариантвеликийвеликолепныйвинегретвестибюльветеранвиртуозвитражвосхищениевыразительный

Г–Ж

гектаргениальностьгениальныйгербарийгимназистгипнозгипотезагоризонтгорячийгосударственныйгромадный декларациядиагноздинамичныйдиректордирижироватьдокументдорогиедорожныйдосконально желатьжелезнодорожный

З–К

завтрашнийзаинтересовать игнорироватьиждивенецинтересинформационныйинформацияинцидент кавычкикалендарькарьеракарьеристколичествоколыхатькомбинациякомментарийкоммерсанткоммуникабельныйкомпаньонкомпенсациякомпетентныйкомпоненткомпромиссконституцияконтиненткопошитсякоридоркорифейкоричневыйкоровакорректныйкорректоркоррекциякрестьянинкритерий

В значении «организованное действие» употребляется слово кампания.
В значении «фирма, предприятие» или «общество, группа лиц» употребляется слово компания.

Л–Н

лазурьлелеятьлиловыйлингвистическийлотерея магистральмандариновыймеридианметафораметеорологиямеханикамеханизаторминиатюраминимальныймолокомотив наваждениенаречиенеохотно

О–Р

обоняниеозабоченныйокаймлятьоколдоватьопределитьоригинальныйорнаментошеломлённый палисадникпанорамапапоротникпейзажполироватьпоразительныйпоролонпосещатьпредварительныйпрезидентпреодолениепретензияпривилегияприоритетныйпрогреметьпродемонстрироватьпроцедура раздражатьсяреальныйрегионрежимремесленныйрецензияреставрироватьрешить

С–У

семинарсериалсимпатиясистемаситуациясобакасобеседованиесовестьсражатьсястереотипстипендиясуверенитет торжественныйторопливыйтрадиционный удовлетворительноудостоенудостоитьуничтожатьутрамбовать

Ф–Ц

фамилияфигурироватьфилармонияфилологияфилософияфрагментарныйфразеологизм характерхарактеризоватьхарактеристикахореографический церемония

Ч–Э

человек шедевр эквивалентныйэкспозицияэкспериментэлементэтикетка

На самом деле, слов с непроверяемой безударной гласной корня намного больше. Очень сложно перечислить и выучить их все. Поэтому, если в корне слова нет чередующейся гласной (а корней с чередующейся гласной немного, и их следует помнить наизусть) и вы никак не можете подобрать проверочное, очень вероятно, что перед вами слово с непроверяемой безударной гласной корня.

Задачи для самостоятельного решения: #задание8

Источник: https://lampa.io/p/%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B2-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5-0000000099d5c3699ada91b6ba892003

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Наверное, наиболее трудной темой для многих учащихся 2 класса становится правописание безударных проверяемых гласных корня.

И это неудивительно, ведь большинство слов в русском языке длиннее одного слога, поэтому в них неизбежно присутствуют безударные гласные.

Когда мы произносим слова, одну из гласных мы произносим ударно.

Это значит, что она чуть-чуть длиннее, чуть-чуть громче и значительно сильнее других. Ударная гласная звучит ясно и понятно, ошибиться в ней невозможно.

Совсем иначе ведут себя те гласные, на которые ударение не падает. Они короче, тише и произносятся с меньшим усилием. Некоторые из них подвергаются, как говорят учёные, качественной редукции. Это означает, что они сами на себя не похожи. Например, в слове «появился» невозможно определить, первая гласная – О или А, а вторая – Я, Е или И. В таких случаях очень легко ошибиться.

Не все безударные гласные подвергаются качественной редукции; например, звуки [у], [ы] все равно похожи на себя, только звучат слабее и короче.

Очевидно, что если в безударной позиции гласная звучит неясно, а в ударной ясно, ее можно проверить ударением. То есть, мы должны подобрать или однокоренное слово, или форму того же самого слова, в котором на сомнительный гласный падает ударение.

В некоторых случаях сделать это трудно; их стоит запомнить или посмотреть в словаре. Иногда можно увидеть в продаже специальный словарь безударных гласных в корне, в котором приведено не только правописание отдельных слов, но и проверочные слова.

Допустим, перед нами слово «весна». Корень здесь –весн-, ударение падает на окончание, а мы сомневаемся в первом гласном: надо ли писать Е или И. Конечно, большинство уже просто помнит это слово и знает, что нужно писать. И всё же попробуем подобрать проверочное слово.

Мы можем проверить однокоренным словом «вешний»; оно сейчас уже несколько устарела, означает «весенний», мы встречаем его у Тургенева («Вешние воды»). Можем проверить и словом «вёсны».

На примере этого слова мы видим два наиболее распространенных способа проверить безударную гласную: подбор однокоренного слова и изменение формы того же слова.

Как ни печально, главная проблема – лень. Пишущему просто не хочется тратить силы и время, подбирать проверочные слова, поэтому он пишет безударную гласную, как захотелось. Или ему показалось, что он припомнил, как пишется это слово. Но бывают и другие случаи.

Во-первых, как было сказано выше, иногда трудно подобрать проверочное слово. Приведем несколько примеров таких слов:

раздражать – дразнит, наслаждение – сладкий, появиться – явный, благодарить – благо, обнажённый – наг.

В некоторых случаях значение слова мы определяем в зависимости от того, какая безударная гласная в нём пишется.

Например, слово «пол_скать». Если «…белье», то пишется «полОскать» Проверочное – «полощет». Если же «…котёнка», то пишется «полАскать», проверочное слово – «ласка».Ещё один пример. Часто бывают ошибки в слове «разв_ваться»: если имеется в виду развитие («ребёнок развИвается»), то пишем И; если же имеется в виду «веять» (то есть, «реять на ветру»), то пишется Е, а проверочное слово – «веять»: «флаг развЕвается».

К сожалению, не всегда. Бывают разные случаи.

Иногда к одному и тому же слову мы можем подобрать два однокоренных с ударными гласными, но в одном случае это одна гласная, в другом – другая. Например, «голова». Какое проверочное слово использовать: «головы» или «двуглавый»?

В таких случаях надо помнить, что в русском языке существуют чередования звуков, они обычно объясняются историческими изменениями в языке. Существуют чередующиеся корни (например, -лаг-/-лож-), их нельзя проверять ударением.

Чередуются полногласные и неполногласные сочетания; объясняется это тем, что на протяжении веков, кроме русских разговорных слов с полногласием (молоко, ворота, голова), использовались неполногласные церковнославянские (глава, врата, млеко).

В современном русском языке мы используем и те, и другие, но одни другими проверять не следует.

Нельзя проверять глаголы совершенного вида глаголами несовершенного; например, «перекопать» надо проверить словом «перекопка», но ни в коем случае не словом «перекапывать».

Из статьи для учащихся 2 класса, мы узнали, как проверить правописание безударных гласных в корне слова, сделав безударный звук ударным при помощи проверочного слова. Узнали о чередующихся корнях, которые не проверяются ударением, потому что там чередуются полногласные и неполногласные сочетания.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/bezudarnaya-proveryaemaya-glasnaya-kornya-primery-2-klass.html

Безударная гласная в корне слова: правила и исключения :

Русский язык является одним из богатейших в мире. В то же время он считается структурой со сложным грамматическим строем. Поэтому очень часто произношение слов не определяет их правильного написания.

Примеров такого несовпадения можно привести массу: в слове «посолить» безударная гласная в корне слова «о» слышится и произносится как «а».

Как же быть в этом случае? Как не ошибиться в таких написаниях? В статье рассмотрим эти вопросы подробнее.

Безударные гласные в корне слова

Практически все сомнительные случаи попадают под то или иное правило. Сложность зачастую создают безударные гласные буквы в корне слова. Существует несколько способов разрешения данной ситуации. В простейшем варианте следует написание проверять родственным или несколько измененным словом.

В результате должна получиться конструкция, в которой сомнительный звук стоит в «сильном» (ударном) положении. Если такое слово существует, то говорят о том, что вызывающая вопрос буква — это проверяемая безударная гласная в корне слова. Например: города – город; вода – воды. Но не для всех случаев подходит такой способ проверки написания.

Например, таким образом не устанавливается чередующаяся гласная в корне слова или написание букв о-ё после шипящих. Например: подгореть – угар, шёлк и крыжовник. Тем не менее основная часть корней в русских словах пишется в соответствии с морфемным принципом русской орфографии.

Он гласит, что правописание конструктивных элементов слова находится вне зависимости от их произношения.

Как проверить безударные гласные в корне слова?

Существуют несложные действия, совершив которые, пишущий сможет проверить сомнительный случай. Чтобы установить, какую букву употреблять, нужно:

— Найти корень в слове (например, болеет – корень «бол»).

— Подобрать родственное слово с ударением на проблемную гласную (болеет – больно).

— Особый случай – буква «ё», которая всегда находится в «сильной» (ударной) позиции. Это означает, что в словах одного корня в слабом положении будем писать «е». Например: вёсны – весна, звёзды – звезда, налёт – налетать.

Определение ударением гласной в корне позволяет правильно писать все однокоренные слова: весна – весной – весенний, морской – море – заморский.

Словарные случаи

Когда безударная гласная в корне слова не поддаётся проверке указанным выше способом, следует обратиться к справочной литературе. Написание таких «трудных» случаев следует запомнить. Эти слова в русском языке не подчиняются общим правилам и поэтому называются словарными.

А знание правильного написания одного такого речевого элемента позволяет правильно писать и все родственные конструкции. К примеру, возьмём слова вагон, диван, вазелин, винегрет, археолог, президент, экскаватор. В этих случаях проверочные основы не подобрать, но их написание можно запомнить.

Что нам это дает? Мы будем знать написание всех их однокоренных слов и производных форм: вагон – вагонный, вагоновожатый; диван – диваны, диванный; вазелин – вазелиновый.

Двойные сомнительные

Мы выяснили, как проверяется одна безударная гласная в корне слова. А если таких букв две, то как быть? Например, в словах молотить, голосит. В таких случаях следует опять же поступать по правилам. Необходимо подобрать родственные конструкции: молотить – молот, молотит; голосит – голос, многоголосие.

Таким образом, мы для себя можем сформулировать правило под названием «безударная гласная в корне слова, которую можно проверить путём подбора родственного речевого элемента». В этих случаях буква должна слышаться явно, так как она находится под ударением. В случае наличия двух сомнительных букв следует подобрать несколько родственных речевых элементов.

В одном ударение будет падать на одну безударную гласную, а в другом, соответственно, на другую, как показано в примерах выше.

Буквы «о» и «а»

У многих вызывает затруднения чередующая безударная гласная в корне. Это связано с некоторыми расхождениями в правилах для тех или иных речевых элементов. Например:

— КОС — КАС, где «а» пишется, при наличии за корнем суффикса «а» (коснуться – прикасаться).

— ЛОЖ – ЛАГ, где перед согласной «ж» пишем букву «о», а перед согласной «г» пишем «а». Пример: положить – возлагать.- КЛОН – КЛАН, где в безударном положении пишем только «о». Пример: наклониться.

— ТВОР — ТВАР, где в безударной позиции пишем «о». Пример: творец (исключение в данном случае — утварь).

— ГОР – ГАР, где «а» бывает в слове только в «сильной» позиции. Буква «о» употребляется в безударном положении. Пример: загар, загорит.

— ЗОР — ЗАР. Пишем, наоборот, под ударением букву «о». В слабой позиции используется буква «а». Пример: заря – зори. Исключения здесь: птица-зорянка, (решили) зоревать.

— РАСТ – РОС, где в позиции перед буквосочетанием СТ и согласной Щ пишем «а». В случаях, когда употребляется «с», то перед ней используется «о». Пример: подрастать, выращивать. Но при этом: росли. В качестве исключений следует запомнить: росток, ростовщик, наименование города Ростов, мужское имя Ростислав, подростковый, отрасль.

— РАВН – РОВН, где «а» употребляется в словах со значением «равный по каким-то параметрам», а «о» – в словах со значением на ровной поверхности. Пример: уровень, уравнение.

— МОК — МАК, где МАК пишется при смысловом значении окунать в жидкость, а МОК – пропускать жидкость. Пример: обмакнуть, но намокать.

Употребление «е» и » и»

Для чередующихся корневых гласных Е-И правило написания одинаково для всех идентичных корней — пишем гласную И при наличии в закорневой позиции суффикса А, при его отсутствии ставим Е:

— БИР – БЕР: уберём – убирать;

— ДИР – ДЕР: сдерёт – сдирать;

— МИР – МЕР: замереть – умирать;

-ПИР – ПЕР: отпереть – запирать;

— ТИР – ТЕР: оттереть – оттирать;

— ЖИГ – ЖЕГ: поджигать – сжёг;

— СТИЛ – СТЕЛ: расстилать – постелить ;

— БЛИСТ – БЛЕСТ: блестеть – блистать.

Правописание букв О-Ё после шипящих

В таких случаях в сильной позиции пишем корневую гласную букву Ё, если при изменении слова в корне появляется гласная Е. Например: дешёвый – дешевле; жёрдочка – жердь. Это же правило действует, если при изменении слова ударение переходит на соседний слог: чёлка – чело; бечёвка – бечева. Во всех остальных случаях в корне после шипящей следует писать букву «о».

Прочие сочетания

Сегодня в русском языке есть корни с неполногласными сочетаниями -ра-, -ре-, -ле-, -ла- и прочие, пришедшие из старославянского языка, которым соответствуют полногласные корневые буквосочетания -оро-, -оло-, -ере-, -ело-. Слова, содержащие такие буквосочетания, не требуют проверки ударением, их нужно просто узнавать. Примеры: город (русск.) — град (ст. слав.

); здоровье (русск.) – здравие (ст. слав.); молодёжь (рус.) — младое (ст. слав.); золото (рус.) – злато (ст. слав.); берег (рус.) – брег (ст. слав.); дерево (рус.) – древо (ст. слав.); шлем (рус.) – шелом, ошеломлённый (ст. слав..); молоко (рус.) – млечный (ст. слав.).

Чаще всего такие полногласные и неполногласные буквосочетания сразу определяемы и, как правило, не вызывают трудностей. Однако не все такие соответствия могут быть восстановлены в современном нам русском языке. Примеры: корова – крава; мороз – мраз. В некоторых словах второй вариант древнеславянского корня сохранился только в других славянских языках.

Пример старославянского корня в русском языке сохранился в слове Бологое — наименовании населённого пункта. Исходным словом является «благо».Слова современного русского языка, вошедшие в него из старославянского, зачастую бывают со стилистической окраской (град, брег, злато и прочие), так как они были неотъемлемой частью книжной, поэтической речи, торжественной и высокопарной.

Это был литературно-книжный сакральный язык всех славянских народов, живших в 9-11 в, на который была переведена с древнегреческого языка и Библия, на нём велись богослужения.

Есть слова старославянской эпохи, которые за долгое время пребывания в составе русского языка претерпели изменения в значении, утратив былую возвышенно-торжественную окрашенность, и стали обычными, вполне нейтральными по смыслу, то есть обрели новое значение. Примеры: омонимичные слова глава – руководитель города, делегации и прочего, и глава – часть издания, книги, статьи.

Источник: https://www.syl.ru/article/144019/mod_bezudarnaya-glasnaya-v-korne-slova-pravila-i-isklyucheniya

Егэ русский язык. экспресс-подготовка. задание № 8. безударные гласные в корнях слов

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

 Правописание безударных гласных в корнях слов.

Ребята, что-то задержались мы с вами с заданием № 7, правда? Да, многовато в нём правил, случаев. Но, я думаю, вы хорошо поняли все темы, сможете верно выполнить задание № 7.

Пора двигаться вперёд. Нужно немного ускорить движение. Наш экспресс мчится к следующей станции. А она тоже непростая. Ведь задание № 8 связано с правописанием корней слов, а именно в корнях частенько вы допускаете ошибки. Я помогу вам вспомнить правила, дам алгоритм ответа, и тогда это здание не будет для вас таким трудным.

https://www.youtube.com/watch?v=eDNBF99bhFU

Хочу напомнить, что в задании даны слова с пропущенными безударными согласными в корне, это сокращает нам теоретический материал, с пропусками согласных слов нет.

Сложность данного задания заключается в том, что необходимо не только найти слово, но и верно записать его, не допустить ошибку.

Задание № 8.  

Правописание безударных гласных в корнях слов.

В корнях слов безударные гласные бывают трёх типов.

  • Проверяемые безударные гласные.

Проверяемые гласные в корне можно проверить ударением, изменив форму слова или подобрав однокоренное слово, чтобы на эту букву падало ударение.

Пример: весёлый- вЕсело.

 

  • Непроверяемые безударные гласные.

Непроверяемые гласные в корне слова нельзя проверить, их надо запомнить, это словарные слова (чаще всего иноязычные).

Например: алфавит, огромный, сирень.

 

  • Чередующие безударные гласные.

Чередующиеся— гласные, которые чередуются в корне, то есть пишется то А, то О; то Е, то И. Главное: такие гласные нельзя проверять ударением, пишутся они только по правилу; слова с такими гласными в корне всегда однокоренные, то есть имеют близкий по значению корень.

Таки корней не так и много. Их вполне можно запомнить, выучить, вызубрить, наконец.

Даю таблицу. Запоминайте.

Важно! Запоминайте не только корни с чередованием, но и то, как они пишутся, ведь вам нужно будет вставить пропущенную орфограмму.

 

Корни с чередующимися гласными.

О-А (11 корней)

Е-И (9 корней.

А , Я – ИМ, ИН

Без ударения — О.

гар — гор

твар — твор

клан — клон

Без ударения А.

зар- зор

плав-плов

См. на конечную согласную в корне.

лаг-лож

раст-, ращ-

 рос-

скак-скоч

кас — (есть суффикс А)

 кос-  (нет)

См. на значение.

 равн-(одинаковый) ровн- (ровный)

мак-(окускать в жидкость),

мок- (пропускать жидкость)

Правило:

И- есть суффикс А

Е- нет суффикса А.

бер-бир

дер-дир

мер-мир

пер-пир

тер-тир

блест- блист

стел-стил

жег-жиг

чет-чит

занять- занимать

начать -начинать

пожать — пожинать

понять – понимать

примять -приминать

проклясть- проклинать

распять -распинать

сжать – сжимать

снять -снимать

Запомните слова- исключения.

О-А

О-А

Е-И

зоревать

зорянка

пригарь

выгарки

изгарь

утварь

полог

росток

ростовщик

Ростов

Ростислав

отрасль

скачок

скачу

пловец

пловчиха

плывуны

уровень

ровесник

равнина

равняйсь

равнение(направо)

сочетать

сочетание

чета

Алгоритм выполнения задания № 8.

Безударные гласные в корне слова.

  • Найдите корень слова. Для этого подберите самое короткое слово с данным корнем.
  • Если пропущенную гласную можно проверить ударением, то это проверяемая гласная.

Пример.

Удивительный – диво.

  • Если пропущенную гласную нельзя проверить ударением, то это непроверяемая гласная в корне.

Примеры.

Ноябрь, хокеей, алгоритм.

 

  • Если корень, как вам кажется, является одним из чередующихся (см. таблицу), то подберите к нему слову с таким же корнем, но с другой гласной в нём. Помните, что слова с чередующимися гласными — это однокоренные слова, имеющие близкие по значению корни. Не путайте с похожими на них проверяемым гласными.

Примеры.

Примирять друзей – мир (проверяемая гласная).

Примерять костюм- мерить (проверяемая гласная)

Замирать-замереть (чередующаяся гласная, есть пара с другой буквой)

Таков алгоритм выполнения задания №8.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Источник: http://poznaemvmeste.ru/index.php/9-pervyj-poslednij/1225-ege-russkij-yazyk-ekspress-podgotovka-zadanie-8-bezudarnye-glasnye-v-kornyakh-slov

Ссылка на основную публикацию